15 апреля 2021 г. исполнится 86 лет первому в истории Земли «Договору об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» — «Пакту Рериха», отличительным символом, которого стало Знамя Мира — Знамя Культуры. 14 мая 1954г. на основе Пакта Рериха была подписана Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Призыв этот особенно актуален сегодня, когда Планета и человеческое сообщество переживает все новые глобальные экономические и экологические кризисы, не прекращающиеся природные катаклизмы, эпидемии, теракты, военные конфликты. Только подъем Культуры может объединить людей Земли независимо от их национальности, возраста, пола, общественного и финансового положения, прекратить конфликты и сделать нравственной политику и экономику. Только принятие государствами Культуры национальной идеей есть залог Мира на Земле.
В период подготовки подписания «Пакта Рериха» его автор Николай Константинович Рерих — выдающийся русский художник, учёный, мыслитель, культурный деятель, так писал в 1931: «Воздвигая повсеместно и неутомимо Знамя Мира, ...будем же утверждать и Всемирный День Культуры, когда во всех храмах, во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещенно напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни».
Работа по подготовке и подписанию договора шла несколько лет.
С 1904 года в своих работах и обращениях к общественности и правительствам Н.К.Рерих поднимает вопрос о защите и значимости Культуры. В 1914 году он представил российскому правительству проект договора, гарантирующего охрану культурного наследия. Перед лицом небывалых разрушений первой мировой войны он обращается к верховному командованию русских армий, призывая к охране культурного достояния на театре военных действий.
В 1929 году Н.К. Рерих вторично выступил с этой идеей. Был подготовлен и опубликован на нескольких языках проект Пакта с сопроводительным обращением Н.К. Рериха к правительствам и народам всех стран. Проект Пакта единодушно подписали представители держав, собранные в Брюсселе на сессии Института Интеллектуальной Кооперации Лиги Наций.
Идея нашла широкую поддержку прогрессивной мировой общественности. Н.К. Рерих стал претендентом на Нобелевскую премию мира 1929 года. В 1931 году в Брюгге (Бельгия) был создан Международный союз Пакта Рериха. В сентябре этого же года в Брюгге была проведена Первая международная конференция и августе 1932 года Вторая конференция Пакта Рериха. Третья конференция Пакта была проведена в ноябре 1933 года в Нью-Йорке. На этой конференции была подготовлена рекомендация о принятии Пакта правительствами всех стран.
Вместе с Пактом Н.К. Рерих предложил и отличительный флаг, назвав его Знаменем Мира. Он должен был водружаться на объекты, подлежащие охране. Н.К.Рерих писал: «Для нас Знамя Мира является вовсе не только нужным во время войны, но, может быть, еще более нужным каждодневно, когда без грома пушек часто совершаются такие же неисправимые ошибки против культуры».
15 апреля 1935 года в Вашингтоне, в Белом Доме, в присутствии президента США Франклина Рузвельта Пакт Рериха подписали США и 20 стран Центральной и Южной Америки.
После окончания Второй мировой войны, при создании ЮНЕСКО учитываются сформулированные Н.К. Рерихом идеи значимости и зашиты Культуры для сохранения Мира. В 1950 году Нью-Йоркский Комитет Пакта и Знамени Мира передал всю документацию по Пакту в ЮНЕСКО. Специальная комиссия ЮНЕСКО подготовила на основе этих документов проект международной конвенции.
В развитие идей, заложенных Пактом Рериха, будут приняты и другие международные акты ООН и ЮНЕСКО — Конвенция «О сохранении культурного и природного наследия» 1972г., Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения 2005 г., Всеобщая декларация о культурном разнообразии и другие, направленных на сохранение и защиту культурных ценностей.
Знак Знамени Мира — знак Триединcтва — древнейший символ человечества. Он прошел через тысячелетия. Его изображения — в гончарных орнаментах глубин неолита, на предметах из сокровищниц фараонов Древнего Египта, на скалах Монголии. Он же — на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров, на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо, на Тамге Тамерлана. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же и на буддийских знаменах, и на гербе Самарканда. Он же на старинной иконе Св. Николая, на старинном изображении Преподобного Сергия, на изображениях Св. Троицы.
Никогда символ Знамени Мира — три малых круга в большом — не обозначал принадлежность к какой-либо нации или религии. «Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, — писал Николай Константинович, — там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских».
Существуют разные трактовки этого знака. «Одни говорят, — писал Н.К. Рерих, — что это — прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру».
Идеи о Пакте выражены и в искусстве Н.К. Рериха. Эмблема Знамени Мира изображена на многих его живописных произведениях 1930-х годов.
Специально Пакту посвящена картина Орифламма — Мадонна с развернутым в руках полотнищем Знамени Мира. Репродукция этой картины представлена на выставке.